Москва - Вологда

Еще в прошлом году российское представительство Volvo и московская компания Спецбуксир (она собирает и эксплуатирует эвакуаторы) устроили первый «рекламно-благотворительный» пробег от Москвы до Екатеринбурга. За несколько дней эвакуаторщики бесплатно оттащили или подняли из кюветов восемь аварийных грузовиков и фур, одновременно демонстрируя возможности своей техники, — акция получилась громкой.

Поэтому ее было решено повторить, но уже по другому, северному маршруту: от Москвы через Ярославль и Вологду на Архангельск, оттуда через Плесецк и Медвежьегорск до Петрозаводска. В колонне — эвакуаторы на шасси Volvo FH и FM, внедорожник Dodge Ram (тоже, между прочим, эвакуатор, но легкий) и пара сопровождающих легковушек. Ну, что нам готовят весенние заснеженные трассы М8 Холмогоры и М18 Кола?



Москва - Вологда

В первый день мы без каких-либо приключений дошли до Ярославля, на следующее утро уходим на Вологду по неширокой дороге, которую тщательно чистят оранжевые КАМАЗы.

На местном «дальняке» преобладают МАЗы последнего поколения, что легко объяснимо — в Ярославле делают двигатели для МАЗов, а потому сервисы и магазины запчастей встречаются в каждом попутном поселке. Удивительнее другой местный «дальнобой» — на бортовых Газелях с двухрядными кабинами. В Москве или, скажем, Питере их днем с огнем не встретишь, а тут такие грузовички, в которых водители ночуют на заднем ряду сидений, постоянно снуют по трассе.

Еще поражает «забота» местных властей и дорожников о пешеходах: по всей Ярославской области возводят циклопические переходы через трассу — прямо как на столичной МКАД. Вот только эти переходы почему-то расположены не в самих поселках, а между ними! Так и представляешь старушку с мешком крупы из сельпо, которая чапает пару километров по отсутствующей обочине, забирается на три пролета вверх, потом спускается, чтобы снова тащиться обратно уже по другой обочине...

Вологда встретила штормовым ветром и обильным снегопадом, однако благодаря дорожникам ни одной сошедшей с дороги фуры по пути не попалось. Кстати, на этом участке довольно мало кафе: еда есть в основном на бензоколонках, и то в виде пирожков и булочек. На этом временно прервемся и расскажем о самих эвакуаторах.

Volvo FH демонстрирует возможности на примере «подопытного» списанного ЗИЛа-131

Директор компании Спецбуксир Вадим Кушнир, как это обычно и бывает, начинал с одного «бэушного» эвакуатора, потом прибавились другие. Постепенно Вадим начал их перестраивать-«перепиливать», что-то делал даже на продажу... А затем объединился с конкурентом Михаилом Бредихиным — и два влюбленных в свое дело человека создали крупную по нашим меркам «эвакуаторную» фирму. Объехали всех известных в Европе производителей подобной техники, договорились о дилерстве с итальянской компанией Omars, которая и поставляет Спецбуксиру комплекты для постройки эвакуаторов.

Эта постройка может осуществляться двумя способами: первый, «классический», когда на гидрофицированное шасси ставят комплект (оборудование, надстройку и т.д.), полностью привезенный из-за рубежа, второй, «бюджетный», — когда Спецбуксир делает кузов самостоятельно, а комлектующие покупает у разных компаний.

В итоге на сегодняшний день компания построила уже больше 20 эвакуаторов на разных шасси — Volvo, Scania, MAN, Mercedes. Семь из них работают в самом Спецбуксире, остальные — у сторонних заказчиков.

Наглядным примером того, во что можно превратить Volvo FH, служит четырех­осный эвакуатор, который вы видите на снимках. У него — все, что только может быть в таких машинах!

Главная стрела при максимальных вылете и высоте над землей (9,7 м) поднимает 15 тонн, на «коротком плече» — 30 тонн. Ниже главной стрелы есть вторая, подъемная — «лапа», или, на жаргоне эвакуаторщиков, «жлыга»: ей поднимают транспортное средство за ось или передок, что позволяет перевозить путем частичной погрузки транспорт весом до 80 тонн!

В кузове Omars чего только нет, включая умопомрачительный пульт управления
В кабине — масса оснащения, включая видеоэкран

Здесь стоят семь (!) лебедок: сзади четыре — с усилием 30 и 20 тонн, еще две — по 15 тонн, на передних аутригерах — две по 25 тонн, за передним бампером — восьмитонная. Плюс всяческие приспособления, инструмент, пневмо- и электрооборудование... А еще — 12 галогеновых прожекторов (в том числе на шестиметровой телескопической мачте), подъемное табло, на котором высвечивается предупреждающая надпись, и масса оранжевых мигалок.

Все это установлено на внедорожное 520-сильное шасси Volvo 8x4 для «сверхтяжелой эксплуатации» — с мощнейшей рамой (высота лонжеронов — аж 30 см, толщина — восемь сантиметров плюс усилитель-вкладыш), рессорной подвеской, барабанными тормозами и коробкой-автоматом PowerShift.

Внутри кабины Globetrotter — «полный фарш», кожаные сиденья.... Дело в том, что этот эвакуатор служит владельцам компании чем-то вроде представительского лимузина — они используют любую возможность выехать на аварию сами. Потому даже пассажирское сиденье — с пневмоподвеской, а пробег за год эксплуатации составил лишь 8000 км (вместо ста тысяч километров, обычных для других машин Спецбуксира). Цена красавца Volvo FH просто заоблачная — 25 млн рублей, 625 тысяч евро! Но повторим, что этот Volvo экипирован по максимуму и второго такого, как уверяют представители Спецбуксира, в стране нет.

Volvo FM (он не столь грузоподъемный и дорогой) — тоже «носитель» необычных решений. Здесь на шасси смонтирована открытая погрузочная платформа с откидным трапом: на ней при закрытом трапе умещается обычный тягач (но приходится снимать спойлер с его кабины, чтобы не превысить габарит по высоте). Помимо привычной лебедки есть и кран с грузовым моментом 60 т/м, а сзади — та самая «лапа-жлыга».

Ярославль—Архангельск

Тем временем начинаются подлинные дорожные чудеса. Вся неширокая дорога, ведущая от Ярославля на Архангельск, вполне ровна и размечена, но и этого мало: через каждый километр пути нам попадались коммунальные машины всех мастей — от тракторов Беларус и грейдеров до фирменных «уборщиков» Мерседесов Actros с оборудованием Giletta. Причем они чистили не только полотно и обочины, но и отбойники с обратной стороны! А уж когда на 750-м километре в деревушке нам встретился роторный снегоуборщик в паре с самосвалом, мы, переглянувшись, решили, что нечаянно заехали в соседнюю Финляндию. Но в остальном по сравнению с другими трассами на М8 всего немного — машин, кафе, заправок. И инспекторов ГИБДД: вне постов они встретились здесь лишь единожды.

Здесь же произошла единственная эвакуация за всю дорогу, и та смешная. Легковушка, остановившаяся на дороге, провалилась правым передним колесом в мягкий снег обочины. Идущий головным дозором Dodge выдернул машину, как пробку из бутылки, а водитель легковушки явно пребывал в шоке — от десятка мужиков в желтых жилетках, которые выскочили из фантастических «летающих тарелок» с криками: «Сейчас мы тебя бесплатно эвакуируем!»

Своевременное предупреждение
Лесовоз по-вологодски: грузим бревна в четырехосный самосвал — и цепляем сзади прицеп

На ночевку мы остановились на берегу Северной Двины, в поселке Березник. Самое примечательное в нем — ледовая переправа до деревни Осиново, которая служит прекрасной иллюстрацией наплевательского отношения населения к законам. Перед выездом на лед полно знаков и табличек: «Высадка пассажиров обязательна», «Остановка запрещена», «Максимальная скорость 10 км/ч», «Ограничение массы 25 т». Мимо этих знаков вовсю мчатся набитые людьми машины, которые обгоняют друг друга да еще периодически останавливаются на льду. А по ночам тут натужно ревут перегруженные лесовозы, полная масса которых больше разрешенной раза в три.

В Архангельске — перерыв в пробеге на презентацию возможностей эвакуаторов для потенциальных клиентов. Ничего удивительного на ней не произошло — Volvo FH вертел предоставленный местным ДОСААФом старенький ЗИЛ-131, как жирный паук тощего мотылька, а FM также без напряга затащил к себе на спину армейский КАМАЗ.

Из Архангельска наш путь лежит сначала по трассе Р1 через Плесецк до Каргополя, откуда по Р2 через Пудож до Медвежьегорска: там нас ждет участок отвратительной по качеству дороги — а значит, есть шанс кому-нибудь помочь.

И снова помогать некому! В то время как заносило снегом Ростов, было ограничено движение на Воронеж, почти парализовало белорусские дороги, в Архангельской области царила идиллия. Видимость идеальная, убранная дорога замерзла до каменной твердости, а огромные сугробы по бокам исключают возможность «улететь». Да и кому тут «улетать»? За час встретилось лишь восемь грузовиков, пять из которых — лесовозы. Дорогу местные шоферы знают наизусть, а если кто-то, задремав, скатится на обочину, его тут же поставит на дорогу любой КАМАЗ с манипулятором — без всякой сверхсовременной техники.

Бумажные чудеса

Знаете, какими документами в России регламентируется работа «грузовых» служб эвакуации? Никакими. Единственное скупое упоминание — в пункте 20 Правил дорожного движения («Буксировка на жесткой сцепке») и в разъяснительном письме к нему, которое есть у эвакуаторщиков.

«В стране не существует ни одного подзаконного акта, который бы регламентировал нашу работу, — говорит Вадим Кушнир. — В итоге гаишники постоянно пытаются наказать нас за неправильную перевозку грузов. Но мы же не перевозим грузы, а осуществляем буксировку аварийного транспорта — по сути, мы автомобильная скорая помощь!»

При этом непредсказуемая: выезжая на срочный вызов, эвакуаторщики не знают ни будущего маршрута, ни массы бедолаги, который лежит в кювете, ни того, какие нагрузки на оси получатся после взятия машины на буксир. «Взял за балку передней оси — одна развесовка, чуть дальше или ближе — другая», — комментирует Вадим. И добавляет, что в Европе эвакуаторам разрешена нагрузка 13 тонн на ось.

Обычно эвакуаторы с платформой используют для перевозок легковых автомобилей. А Volvo FM может таскать на себе грузовики

У нас же эта нагрузка не должна отличаться от той, что у обычных грузовиков. В итоге недавно под Казанью инспекторы остановили эвакуатор с аварийным грузовиком на сцепке, загнали на весы — и отправили на штрафстоянку до оплаты дорожного ущерба в 60 тысяч рублей. За перегруз.

А ведь есть еще ограничение по габаритной длине! Вот, скажем, сломался тягач с фурой. Если тащить весь автопоезд целиком, то, судя по разъяснительному письму, нарушений нет, потому что эвакуатор и автопоезд — два независимых транспортных средства. А вот если эвакуатор тащит только полуприцеп — это уже одно транспортное средство, длина которого превышает разрешенные в России 20 метров. За такое нарушение водителю эвакуатора полагается лишение прав сроком до полугода, а его фирме — штраф до полумиллиона рублей. Каково, а?

Правда, в загруженных транспортом Москве, Питере и на соединяющей их трассе М10 гаишники уже не трогают эвакуаторщиков: иногда даже бесплатно помогают, перекрывая движение и даже сопровождая на недалекое расстояние.

А первого апреля эвакуаторщики «попали» под приказ об обязательном использовании тахографов: теперь, по идее, даже водитель «пустого» эвакуатора, следуя на выезд, обязан соблюдать нормы труда и отдыха. Но если машина едет по срочному вызову в дальний маршрут (может быть и такое), ожидающий водитель сломавшегося грузовика реально может замерзнуть насмерть!

Архангельск—Петрозаводск

Переночевав в Плесецке, мы с удивлением узнали, что он имеет примерно такое же отношение к знаменитому космодрому, как крымский поселок Форос — к даче Горбачева. Дело в том, что сам космодром расположен вовсе не в Плесецке, а в десятке километров от него, в городе Мирном (не путайте с якутским, тверским и подмосковным поселками Мирный!), и закрыт для посторонних. А потому — продолжаем нашу мирную краеведческую экспедицию в краю поморов.

Знаете, чем примечателен этот КАМАЗ, везущий ржавое железо? Кооператив Строитель, которому принадлежит бочка в кузове, возглавляет легендарный Вадим Туманов — бывший политзаключенный и золотодобытчик, друг Владимира Высоцкого

Вместе с древними избами из огромных бревен (ухоженными, а не заброшенными, как в средней полосе России) здесь иногда попадаются дивной, непередаваемой красоты деревянные церкви. Самым впечатляющим оказался знаменитый Лядинский Погост в 37 километрах от Каргополя («погост» в данном случае означает «поселок, объединяющий несколько деревень»).

Известно, что запрестольный выносной крест из его церкви, хранящийся в Эрмитаже, датирован концом XV века. А красивейший деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы (действующий!), около которого стоят эвакуаторы на снимке в начале статьи, был построен на месте предыдущего в 1741—1763 годах.

Невероятно, но факт: после нашего возвращения из пробега, девятого мая, в эту церковь попала молния — и шедевр деревянного зодчества Русского Севера, простоявший две с половиной сотни лет, сгорел дотла...

По мере того как Архангельская область плавно переходит в Карелию, из прошлого мы переносимся в будущее. А как иначе назвать придорожный мотель города Пудожа, где есть не только ресторан с экзотическими напитками и толстенным меню, но и беспроводной интернет в номерах, и даже подогревающийся пол в ванной?

ЗнаетЭвакуация по-архангельски: КАМАЗ-лесовоз тащит на жесткой сцепке DAF XF105

Будни эвакуаторщиков

Этот Volvo с «рефом» ушел под откос
А этот MAN — «сложился» в кювете

Местная трасса монополизирована лесовозами, но, в отличие от Вологодской и Архангельской областей, почти все они «скандинавского типа» — с современными европейскими машинами и четырех­осными лесовозными прицепами. Это понятно: Карелия активно вывозит лес на экспорт в соседнюю Финляндию, а туда на демобилизованном Урале не поедешь.

Могучий Volvo FH поднимает разбитый тягач, словно котенка за шкирку

Надо упомянуть еще одну церковь, расположенную по пути, в поселке Повенец. Она находится возле шлюза Беломорско-Балтийского канала, поскольку посвящена памяти погибших на строительстве канала... Кстати, мрачное здание бывшего управления этим каналом довлеет над Медвежьегорском: ныне в этом здании обычный городской рынок.

Проехав Медвежьегорск и преодолев неевклидову геометрию безумной местной развязки, выходим на прямую, как стрела, трассу Кола. Видимость великолепная, по дороге — опять ни единого грузовика, «ушедшего» в кювет. На этой радостной ноте мы и вкатились в конечный пункт нашей поездки — уютный Петрозаводск.

***

Уже после пробега московские власти и ГИБДД подготовили новый подарок эвакуаторщикам: теперь их штрафуют за выезд днем на МКАД. Хотя существует документ, где говорится о том, что дневное запрещение въезда на Московскую кольцевую не распространяется на эвакуаторы, в Спецбуксир пришло уже 250 «писем счастья» со снимками с фотокамер, стоящих на МКАД. На все вопросы гаишники наивно разводят руками: «Ваша машина проехала под «кирпич» с табличкой, запрещающей проезд грузовикам днем по МКАД? Проехала. Значит, нарушение!» А таких знаков полно по всей Кольцевой, и за проезд под каждый — свой штраф. В Минтрансе пожимают плечами: «Подавайте в суд на ГИБДД».

А до того, что тяжелые эвакуаторы помогают попавшим в беду людям и убирают аварийные грузовики с дорог, никому и дела нет...

Чтобы продемонстрировать возможности машин, эвакуаторщики соорудили «паровозик», зацепив Dodge Ram за Volvo FM, а того, в свою очередь, за Volvo FH



Источник статьи: АвтоРевью
Заказать эвакуатор
Заказать звонок