Спасти и сохранить. Экспедиция на эвакуаторе по трассе М5

До середины марта нынешнего года я был уверен, что знаю о грузовой эвакуации почти все. Теперь честно признаюсь — я имел только общее представление. Все оказалось на порядок сложнее и интереснее.



В составе эвакуационной экспедиции, организованной ЗАО «Вольво Восток» и московской компанией «СпецБуксир», я проехал около 2 000 км от Москвы до Екатеринбурга. Ежедневно в течение недели на федеральной трассе М5 помощь оказывалась грузовикам, попавшим в самые разные аварийные ситуации. Наблюдая работу с передовых позиций, теперь могу ответственно заявить, что грузовая эвакуация — это даже не наука, а целое искусство. Естественно, искусство, требующее знания и применения законов физики и математики.

Флагман флота

ООО «СпецБуксир», пожалуй, на сегодняшний день крупнейшая компания в России, занимающаяся грузовой эвакуацией. Ею здесь реально живут и дышат. Эвакуация для «СпецБуксира» — это даже не работа. Это и есть жизнь, философия и, может быть, даже вероисповедание. Поэтому здесь лучшие специалисты и самая передовая техника.

OMArS 120T на шасси Volvo FH520 — вероятно самый высокотехнологичный тяжелый эвакуатор в сегодняшней России


О технике. В экспедицию выехал совершенно новый тяжелый эвакуатор на четырехосном шасси Volvo FH 520 калужской сборки с итальянской надстройкой OMArS 120T, установленной в России. Это «топовая» машина «СпецБуксира», флагман его флота. 

Флагман был «спущен на воду» в марте нынешнего года, и экспедиция по трассе М5 стала его первым боевым походом. Чтобы описать все оборудование и его возможности, потребуется увесистая книга. Потому кратко обрисуем лишь основные моменты.

Основная область деятельности Volvo- OMArS 120T — кюветные работы. «Улетевшие», опрокинутые на бок, «поймавшие крышу» и даже ушедшие под воду грузовики и автопоезда — клиенты этой спецмашины.

Мощные аутригеры позволяют эвакуатору полностью вывешиваться
Обилие внутреннего оборудования требует множества спецотсеков


«Начинка» по левому борту — гардероб, бытовой отсек, хранилище слесарного инструмента
Для размещения инструмента задействуется даже внутренняя поверхность дверей отсеков


Важный конструктивный элемент — стрела телескопического неповоротного крана. Для обеспечения устойчивости служат аутригеры — наклонные задние и выносные боковые. Однако самые главные рабочие элементы этой машины — гидравлические лебедки. Их здесь семь! У каждой лебедки разная мощность и длина троса. Суммарное усилие достигает 120 т, а если поставить блоки, то можно увеличить усилие минимум в два раза.

Кузов эвакуатора оборудован с двух сторон шкафами для размещения принадлежностей. Чего тут только нет! Разнообразный такелаж, аварийный, слесарный, пневматический, электрический инструмент, генераторы. Есть отдельный гардероб для комбинезонов экипажа, а также бытовой отсек с кухонным оборудованием — электрочайником, электроплитой, микроволновкой. Предусмотрен даже выносной мангал для шашлыков.

Индивидуальная отделка салона


Отдельная песня — это оформление эвакуатора. Дизайнерская окраска в фирменном корпоративном стиле «СпецБуксира», обилие спецсигналов, приборов освещения и особая внутренняя отделка кабины — алькантара, вышивка, дорогая аудиосистема и все мыслимые электронные «гаджеты».

Да, это «любимая игрушка» «СпецБуксира». Отсюда — премиум-отделка интерьера, внешний тюнинг и обилие электроники. Работают на этой машине только первые люди компании — Вадим Кушнир и исполнительный директор Михаил Бредихин. Да! Топ-менеджмент у компании не кабинетный, а «военно-полевой».

Сам же эвакуатор — не просто спецмашина, а сложный, профессиональный, дорогой аварийно-спасательный комплекс. Как же все это работает?

Не навреди

Место действия — трасса где-то в Пензенской области. Автопоезд, состоящий из тягача MAN TGA 460 и рефрижераторного полуприцепа «догнал» автовоз. 
Задача — отбуксировать аварийный автопоезд на ближайшую стоянку «дальнобоев» — туда, где есть хотя бы вода и тепло.

Казалось бы — что тут сложного? Зацепил, да тащи. Не окажись рядом профессиональной эвакуационной команды — так бы, скорее всего, и сделали. Но с какими последствиями?

Разберем нюансы. От столкновения кабина сорвалась с креплений и ушла назад, вплотную прижавшись к рефрижераторной установке полуприцепа. Пневмостистема тягача вышла из строя, баллоны подвески сдулись.

Скользкая дорога, лысая резина, перегруз, неотрегулированные тормоза — результат «немного предсказуем». Водитель, к счастью, практически не пострадал


Что будет, если начать тащить аварийный автопоезд в таком виде? На поворотах смещенной кабиной однозначно «размолотит» недешевую рефрижераторную установку. И без того поврежденная подвеска придет в полную негодность. А если не демонтировать карданный вал, выйдет из строя еще и КПП. Так бы наверняка и произошло, поскольку ни у одного «попутного трактора» не будет спецоборудования для проведения подготовительных работ. К тому же не каждый тягач утащит перегруженный автопоезд…

Постановка «уехавшей» кабины на место с помощью плавного перемещения лебедками




Подача буксировочного устройства под переднюю ось. Управлять работой гидравлики оператор может с радиопульта. Напарник в кабине при этом все видит и слышит. В кормовой части эвакуатора установлены три (!) видеокамеры и высокочувствительный микрофон


Как сработал «СпецБуксир»? Двумя задними лебедками плавно и нежно поставили кабину на место и закрепили ее специальными стяжками (рефрижераторная установка спасена). Компрессором эвакуатора «надули» аварийную подвеску. Далее демонтировали кардан, подобравшись к нему на специальной подкатной тележке. Аккуратно зацепили буксировочное устройство и привезли бедолагу на стоянку. Даже перегруз не стал проблемой. Методом частичной погрузки Volvo OMArS 120T может буксировать технику массой до 80 т. Почувствуйте разницу!

Двойной вылет

Следующий эпизод. На этот раз место действия — где-то в Самарской губернии. Капотный «американец» Volvo VNL с «телегой», груженой листовым металлом в рулонах «по ряду причин» вылетел на противоположную обочину, пропахав с полтора десятка метров снежной целины. Из-за того, что груз не был должным образом закреплен, металлические рулоны пробили борта полуприцепа и вылетели наружу.

Улетевшего «американца» мы повстречали поздним вечером
Вернулись к нему на утро. Груз выпал из трейлера


Задача — погрузить выпавшие металлические рулоны обратно в прицеп. Вытащить загруженный автопоезд из снежной целины и вернуть его на трассу.

Как решать эту проблему без эвакуаторщиков? Можно. Для этого потребуется «посреди нигде» найти подходящий автокран, вылета стрелы которого хватит для того, чтобы с дороги (а в снег ни один кран не полезет) дотянуться метров на 30 до выпавших рулонов. А далее достаточно мощным тягачом (где его взять?) вытащить «за хвост» автопоезд на дорогу. Трактор «Кировец» вытащил бы, но половину полуприцепа порвал бы точно.

Металлические рулоны из снежной целины на обочину перетащил Dodge Ram из состава машин сопровождения
Крановой стрелой перегрузили рулоны в полуприцеп


Лебедками Volvo VNL вернули на дорогу


Как сработал «СпецБуксир»? Внедорожником сопровождения Dodge Ram с подъемным устройством, который смело залез в снег, перетащили рулоны на обочину. Далее крановой стрелой эвакуатора погрузили их в полуприцеп. После чего осуществили ряд лебедочных манипуляций и… «Американец», пусть и «прихрамывая», уехал своим ходом. Трассу перекрыли на 10 мин — не более. Почувствуйте разницу.

Снежный экстрим

А дальше был самый яркий эпизод за всю экспедицию. Погода стала портиться, начались снежные переметы. Настоящий снежный буран, метель, вьюга, пурга — все, что угодно, только не весенняя погода.

Место действия — по-прежнему «in the middle of nowhere», где-то на границе Самарской и Оренбургской областей. Ситуация: мы уперлись в пробку. По рации доходит сообщение, что в двух километрах на обочине лежит КамАЗ. Включаем сирену, «светомузыку», выходим на встречку — и вперед! Пропускают. Оказалось, КамАЗ-5460 с полуприцепом еще не лежит на обочине, но вот-вот лег бы. Он съехал на обочину и застрял. Попытались его вытащить грейдером, неправильно взяли угол и из-за смещения центра тяжести автопоезд начал падать. Вовремя остановились, грейдер уехал, оставив КамАЗ в «заваливающемся» положении. «СпецБуксир» аккуратно и быстро лебедками решил проблему.

Одна лебедка вытаскивает тягач, вторая удерживает от опрокидывания полуприцеп. Если бы КамАЗ потащили вперед грейдером, автопоезд опрокинулся бы на бок
«Благодаря» отвратительному состоянию обочин, опрокидывание — не редкость
Шоу по подъему собрало десятки зрителей
В ночи работа эвакуатора завораживает. «Светомузыке» позавидует иной ночной клуб, а общий эффект ночного появления сопоставим с приземлением инопланетного космического корабля


Новое сообщение по рации — позади на бок опрокинулась Scania. По пути к ней встречаем тот самый грейдер, который на развороте увяз в поле. Его вытащили за пять минут передней лебедкой.

А потом было шоу, собравшее десятки зрителей из стоявших в пробке водителей — постановка на колеса упавшей фуры. Эта технология у «СпецБуксира» отработана до мелочей. Главное здесь — лебедки и специальный такелаж для зацепления за разные детали автопоезда. Подняли за 10 минут.

А смог бы это сделать автокран? Смог бы, правда, долго мучился, нанес бы кучу дополнительных повреждений. В худшем случае — еще и сам бы упал. Не говоря уж о времени перекрытия трассы.

На раз-два 

Еще один любопытный эпизод был в Челябинской области. Ситуация из серии «и смех, и грех». Седельный тягач IVECO Stralis заезжал на платформу полуприцепа и «соскочил». Правое заднее колесо повисло в воздухе. Газовать вперед нельзя — упадешь, сдавать назад нельзя — упадешь, ехать так тоже нельзя — упадешь. Машину поставить на место тщетно пытались… бульдозером! Еще бы зерноуборочным комбайном попробовали…

Заезжал на трал и чуть не свалился. Бульдозер проблему не решил
Крановая стрела и точная работа лебедками исправили ситуацию за 5 минут


Выдвижение крановой стрелы, точная работа двумя лебедками — 5 минут, и тягач встал на свое место. Профессиональная техника — есть профессиональная!

Философская проблематика 

Работа профессиональной эвакуационной службы отличается от кустарного доставания из кювета, как операция нейрохирурга отличается от разделки топором мясной туши. Это очень важно знать и понимать.

Эвакуатор Volvo OMArS и его капитаны, безусловно, впечатлили. Но еще больше впечатляет масштаб «эвакуаторной проблемы» в России. Такой техники катастрофически не хватает. Если в Москве и Санкт-Петербурге этот сервис более-менее налажен, то в регионах таких служб и спецмашин — считанные единицы. Иногда ушедшие в кювет водители грузовиков неделями ждут помощи, а абсолютное большинство дальнобойщиков в регионах такую технику вообще не видели и принципов ее работы совершенно не представляют.

Работы эвакуаторщикам столько, что хватит еще на несколько десятков «СпецБуксиров». Именно поэтому компания в буквальном смысле готова «плодить себе конкурентов», организовав с заводом OMArS совместное производство профессиональных эвакуаторов в России. Но это уже совсем другая история, к которой мы еще вернемся на страницах нашего журнала.  



Источник статьи: ГрузАвтоИнфо
Заказать эвакуатор
Заказать звонок